Мария Хуторцева – фотограф и коллажист, начала снимать в 2012 году, победительница АРГУС-2022 в номинации «Храм искусств. Служители искусств. Поклонники» в категории «Фотосерия» с работой «Ода Айседоре Дункан».
— Мария, Вы снимаете с 2012 года, а профессионально занимаетесь фотографией с 2019-го. Что определило данные разграничения, раньше было хобби – сейчас это профессия? Как и при каких обстоятельствах Вы познакомились с фотографией как видом искусства?
Снимать мне нравилось всегда. Начиная с самого детства таскала у папы мыльницу, клянчила несколько кадров и всегда делала больше, чем договаривались. Снимала сестру, в основном, в разных нарядах и в прыжках, в движении. В 2012 году родители подарили камеру, и я пошла учиться в школу академической фотографии (ШкАФ) в Ростове-на-Дону. С этого времени начались бесконечные эксперименты со светом, композицией и поиском того, что интересует больше всего. Совмещала с основной работой фотографию как хобби. Снимала очень много жанровой фотографии, по ночам работала в студии и экспериментировала с выдержками, наложениями. Это позволило исследовать свое увлечение с разных сторон, дать ему созреть и наработать свои инструменты. Ближе к 2019 году поняла, что желание снимать становится все более осмысленным и масштабным, и совмещать с основной работой становится все сложнее. Так я и поменяла хобби на профессию. Освободившееся время дало колоссальный толчок к творчеству, и дальнейшим все более масштабным экспериментам.
— Основной профиль Вашей работы – танцевальные и театральные съемки. Ваши личные любовь к театру и современному танцу лежат в основе этого или Вами движет иное?
Лейтмотивом всего моего творчества, куда бы я не окуналась, является движение. Я всегда в первую очередь вижу динамику – в движениях, в эмоциях, в состояниях. Это завораживает и цепляет! И так вышло, что в танце и театре этого оказывается больше всего. Плюс я танцую сама с 4 лет и меня всегда тянуло в эту среду. Получаю массу эмоций и от созерцания, и от съемки. Но это не значит, что я не привношу динамику в свои портретные и репортажные съемки, наоборот, даже не танцующие люди в кадре у меня двигаются, переживают определенные состояния. Музыка, как инструмент, специально подобранная, в этом очень помогает.
— Примеряете ли Вы на себя роль режиссёра во время съёмок, пытаясь раскрыть потенциал портретируемых с другой стороны?
Когда начинала более осмысленно работать с индивидуальными съемками, выступала в роли наблюдателя. Давала пространство, музыку и позволяла просто побыть с этим и поимпровизировать со своим телом, прожить что-то свое через движение (благо те, кто отваживались на мои эксперименты, были к этому готовы). Позже я начала активнее участвовать в процессе, режиссировать какие-то моменты, помогать герою. Я вижу человека перед камерой и понимаю, насколько ему это нужно. Могу руководить всей съемкой, но, как правило, это не требуется. Даже если застраиваю съемку по локации, исходным планам и позам, всегда стараюсь дать человеку примерить их на себя, пожить в них и поискать состояния. Иногда бывает так, что конкретному человеку не подходит то, что я спланировала, и он чувствует себя некомфортно, в этом случае я не снимаю такие кадры, а вместе с героем ищу более подходящие варианты. Тогда фотографии выходят живыми и естественными.
— Вы много работаете с телесностью и эмоциональностью. В этом ключе, раскройте своё понимание красоты и естественности. Как Вы для себя определяете эти категории и как фотография может быть проводником? И может ли?
Красота – это очень субъективное понятие. Вкусы разные, все любят разные вещи. Часто говорю, что я должна влюбиться, чтобы мой кадр для меня случился. А влюбиться я могу в очень разные вещи: в героя, в свет, в композицию, в эмоции, в состояние, да просто в какой-то конкретный изгиб тела. Но это моя призма восприятия и мои работы – это калейдоскоп моих влюбленностей. Единственное, что для меня важно в работе с людьми - органичность, естественность и отсутствие масок. Для этого общаюсь и пытаюсь достать то настоящее, что находится внутри, ну а если все-таки не выходит, то у меня в любом случае остается любовь к красивому свету и композиции.
— Эмоциональное выгорание — распространенная проблема представителей творческих профессий. А Вы и работаете с творческими людьми, и сама являетесь творческой единицей. Как Вы преодолеваете подобные кризисы и как помогаете выплеснуть схожие чувства Вашим героям?
Как и любому творческому человеку, мне знакомо это чувство. Это неизбежно с ростом насмотренности и опыта работы в фотосреде. Многое уже попробовано, многое снято. И если бы не было кризисов, мы бы не смогли по достоинству оценивать взлеты, которые происходят благодаря вдохновению.
Для того, чтобы сохранить творческое восприятие, самый лучший способ – давать себе возможность соскучиться по фотографии. Важно дать себе отключиться от нее, и для этого у меня есть моя потрясающая семья и друзья. Особенно ценно выпасть на недельку в какое-нибудь путешествие и из фотографий оставить только горы, снятые на телефон.
— Работать с актерами и танцорами с одной стороны за счет этой эмоциональности возможно и легче, а с другой – как показать и уловить их настоящими, а не в очередной маске, которую легко надеть и которая им подвластна в силу сферы деятельности?
Да, в работе с актерами (в меньшей степени с танцорами) есть определенная специфика. Но тут очень сильно зависит от человека. Главное, донести основную мысль – моя фотография – это не роль, а человек. Конкретно мне - это важно. До кого-то тяжело достучаться, кто-то изначально открыт. Тут коммуникативные навыки мне в помощь. Все очень индивидуально, но мне очень везет на людей.
— В своей наполненной воздухом серии «Ода Айседоре Дункан» Вы использовали техники коллажа и ассамбляжа – как пришли к такому решению, было ли оно изначально на этапе формирования идеи о серии? Как часто практикуете коллаж в своих работах и что, как Вы считаете, это помогает показать зрителю? Есть ли другие любимые приемы, инструменты?
Коллаж в своих работах использую достаточно часто. Люблю делать коллажи как при постобработке, так и в процессе съемки (в режиме мультиэкспозиции). Ассамбляж для меня относительно новый инструмент в работе, но сейчас он, скорее, больше в голове, нежели в руках. Много задумок, которые хочется воплотить, но не всегда могу довести их до реализации в том виде, в котором хочется. И коллаж, и ассамбляж для меня являются инструментами работы со смыслами. Как правило, использую их, если есть то, о чем я хочу поговорить со зрителем, и если хочется донести какую-то мысль. Ну и эстетическая сторона меня тоже очень привлекает.
В серии «Ода Айседоре Дункан» изначально родилась съемка с невероятной танцовщицей Марией Маракулиной, которая была вдохновлена Айседорой Дункан и пронесла любовь к ее творчеству из своего детства. Поскольку при подготовке к съемке было перерыто очень много информации, собрано большое количество старых фотографий, я решила, что можно протянуть мостик через разделяющее их время посредством моих работ.
Познакомиться ближе с работами художницы:
VK https://vk.com/marsa13
Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.
— Мария, Вы снимаете с 2012 года, а профессионально занимаетесь фотографией с 2019-го. Что определило данные разграничения, раньше было хобби – сейчас это профессия? Как и при каких обстоятельствах Вы познакомились с фотографией как видом искусства?
Снимать мне нравилось всегда. Начиная с самого детства таскала у папы мыльницу, клянчила несколько кадров и всегда делала больше, чем договаривались. Снимала сестру, в основном, в разных нарядах и в прыжках, в движении. В 2012 году родители подарили камеру, и я пошла учиться в школу академической фотографии (ШкАФ) в Ростове-на-Дону. С этого времени начались бесконечные эксперименты со светом, композицией и поиском того, что интересует больше всего. Совмещала с основной работой фотографию как хобби. Снимала очень много жанровой фотографии, по ночам работала в студии и экспериментировала с выдержками, наложениями. Это позволило исследовать свое увлечение с разных сторон, дать ему созреть и наработать свои инструменты. Ближе к 2019 году поняла, что желание снимать становится все более осмысленным и масштабным, и совмещать с основной работой становится все сложнее. Так я и поменяла хобби на профессию. Освободившееся время дало колоссальный толчок к творчеству, и дальнейшим все более масштабным экспериментам.
— Основной профиль Вашей работы – танцевальные и театральные съемки. Ваши личные любовь к театру и современному танцу лежат в основе этого или Вами движет иное?
Лейтмотивом всего моего творчества, куда бы я не окуналась, является движение. Я всегда в первую очередь вижу динамику – в движениях, в эмоциях, в состояниях. Это завораживает и цепляет! И так вышло, что в танце и театре этого оказывается больше всего. Плюс я танцую сама с 4 лет и меня всегда тянуло в эту среду. Получаю массу эмоций и от созерцания, и от съемки. Но это не значит, что я не привношу динамику в свои портретные и репортажные съемки, наоборот, даже не танцующие люди в кадре у меня двигаются, переживают определенные состояния. Музыка, как инструмент, специально подобранная, в этом очень помогает.
— Примеряете ли Вы на себя роль режиссёра во время съёмок, пытаясь раскрыть потенциал портретируемых с другой стороны?
Когда начинала более осмысленно работать с индивидуальными съемками, выступала в роли наблюдателя. Давала пространство, музыку и позволяла просто побыть с этим и поимпровизировать со своим телом, прожить что-то свое через движение (благо те, кто отваживались на мои эксперименты, были к этому готовы). Позже я начала активнее участвовать в процессе, режиссировать какие-то моменты, помогать герою. Я вижу человека перед камерой и понимаю, насколько ему это нужно. Могу руководить всей съемкой, но, как правило, это не требуется. Даже если застраиваю съемку по локации, исходным планам и позам, всегда стараюсь дать человеку примерить их на себя, пожить в них и поискать состояния. Иногда бывает так, что конкретному человеку не подходит то, что я спланировала, и он чувствует себя некомфортно, в этом случае я не снимаю такие кадры, а вместе с героем ищу более подходящие варианты. Тогда фотографии выходят живыми и естественными.
— Вы много работаете с телесностью и эмоциональностью. В этом ключе, раскройте своё понимание красоты и естественности. Как Вы для себя определяете эти категории и как фотография может быть проводником? И может ли?
Красота – это очень субъективное понятие. Вкусы разные, все любят разные вещи. Часто говорю, что я должна влюбиться, чтобы мой кадр для меня случился. А влюбиться я могу в очень разные вещи: в героя, в свет, в композицию, в эмоции, в состояние, да просто в какой-то конкретный изгиб тела. Но это моя призма восприятия и мои работы – это калейдоскоп моих влюбленностей. Единственное, что для меня важно в работе с людьми - органичность, естественность и отсутствие масок. Для этого общаюсь и пытаюсь достать то настоящее, что находится внутри, ну а если все-таки не выходит, то у меня в любом случае остается любовь к красивому свету и композиции.
— Эмоциональное выгорание — распространенная проблема представителей творческих профессий. А Вы и работаете с творческими людьми, и сама являетесь творческой единицей. Как Вы преодолеваете подобные кризисы и как помогаете выплеснуть схожие чувства Вашим героям?
Как и любому творческому человеку, мне знакомо это чувство. Это неизбежно с ростом насмотренности и опыта работы в фотосреде. Многое уже попробовано, многое снято. И если бы не было кризисов, мы бы не смогли по достоинству оценивать взлеты, которые происходят благодаря вдохновению.
Для того, чтобы сохранить творческое восприятие, самый лучший способ – давать себе возможность соскучиться по фотографии. Важно дать себе отключиться от нее, и для этого у меня есть моя потрясающая семья и друзья. Особенно ценно выпасть на недельку в какое-нибудь путешествие и из фотографий оставить только горы, снятые на телефон.
— Работать с актерами и танцорами с одной стороны за счет этой эмоциональности возможно и легче, а с другой – как показать и уловить их настоящими, а не в очередной маске, которую легко надеть и которая им подвластна в силу сферы деятельности?
Да, в работе с актерами (в меньшей степени с танцорами) есть определенная специфика. Но тут очень сильно зависит от человека. Главное, донести основную мысль – моя фотография – это не роль, а человек. Конкретно мне - это важно. До кого-то тяжело достучаться, кто-то изначально открыт. Тут коммуникативные навыки мне в помощь. Все очень индивидуально, но мне очень везет на людей.
— В своей наполненной воздухом серии «Ода Айседоре Дункан» Вы использовали техники коллажа и ассамбляжа – как пришли к такому решению, было ли оно изначально на этапе формирования идеи о серии? Как часто практикуете коллаж в своих работах и что, как Вы считаете, это помогает показать зрителю? Есть ли другие любимые приемы, инструменты?
Коллаж в своих работах использую достаточно часто. Люблю делать коллажи как при постобработке, так и в процессе съемки (в режиме мультиэкспозиции). Ассамбляж для меня относительно новый инструмент в работе, но сейчас он, скорее, больше в голове, нежели в руках. Много задумок, которые хочется воплотить, но не всегда могу довести их до реализации в том виде, в котором хочется. И коллаж, и ассамбляж для меня являются инструментами работы со смыслами. Как правило, использую их, если есть то, о чем я хочу поговорить со зрителем, и если хочется донести какую-то мысль. Ну и эстетическая сторона меня тоже очень привлекает.
В серии «Ода Айседоре Дункан» изначально родилась съемка с невероятной танцовщицей Марией Маракулиной, которая была вдохновлена Айседорой Дункан и пронесла любовь к ее творчеству из своего детства. Поскольку при подготовке к съемке было перерыто очень много информации, собрано большое количество старых фотографий, я решила, что можно протянуть мостик через разделяющее их время посредством моих работ.
Познакомиться ближе с работами художницы:
VK https://vk.com/marsa13
Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.