АРГУС | Новости

МиК: Ольга Смирнова-Ингуразова о том, как страх побеждается практикой, а прокрастинация – счастьем цели, об адреналине дедлайна, как фотография может «накричать» и что всегда нужно начинать с себя

Ольга Смирнова-Ингуразова – член жюри АРГУС-2022. Отмеченный наградами фотограф, международный журналист, ТВ продюсер и преподаватель. Вела фотографическую и преподавательскую деятельность более чем в 20-ти странах. Начинала, документируя последствия вооружённых конфликтов, участвовала в миротворческих диалоговых программах. Одна из «30 молодых документальных фотографов до 30-ти, работы которых стоит увидеть» по версии международного фотоагентства Magnum и французского культурного фонда PhotoBoite в 2016. Одна из «десятки лучших фотографов, документирующих постсоветское пространство и Восточную Европу» по версии журнала The Guardian в 2017. Представила персональные выставки в России, Франции, Италии, Испании, Греции, Турции, Польше, Хорватии, США и Португалии. Ее работы хранятся в музейных коллекциях – Латвийский музей фотографии (Рига), Русский музей фотографии (Санкт-Петербург). Фотограф и пишущий автор для изданий Огонёк, Коммерсант, National Geographic, Wall Street Journal, The Guardian, Washington Post, Smithsonian magazine и др. Отмечена премиями Lucie Foundation Award, Manuel Rivera-Ortiz Prize, Aftermath Project Foundation, Invisible Photographer Asia Scholarship, IAFOR Documentary Award, Direct Look Award и др. Автор лекционных и тренинговых программ по фотографии и визуальной коммуникации для детей и взрослых. Приглашённый лектор МГУ им. М.В. Ломоносова, ИГУМО, Британская Высшая Школа Дизайна и др. Создатель и преподаватель методики «Искусство в Действии». Член Международной федерации журналистов, Российского союза журналистов, член Союза фотохудожников России и Международного фонда женщин фотографов.

— Ольга, помимо яркой и значимой фотографической, Вы ведете не менее внушительную и активную преподавательскую деятельность. В этой связи Ваши советы и слова особо интересны. Начнем с самого, казалось бы, простого и одновременно безмерно сложного – как преодолеть страх перед подачей заявки на участие в той или иной возможности (конкурс, премия, грант и др.), синдром самозванца и прокрастинацию?
Это всё разные вещи и берут свое начало также в разных местах. Страх перед подачей заявки на участие в конкурсе, премии и чем бы то ни было – это, во-первых, страх подачи себя. Надо понимать, что у каждого есть свой отдельный процесс, хоть нам и кажется, что мы, возможно, очень похожи. Иногда достаточно долгое время может быть так, что ты подаешься на разные конкурсы, гранты и кажется, вроде бы привык, но появляется какой-то такой один грант или конкурс, на который особо хочется попасть, либо участие именно там для тебя почему-то очень важно, и снова включается страх, даже если была долгая карьера и ежемесячное участие в конкурсах на протяжении лет десяти. У каждого из нас нужно смотреть на истоки этого страха, почему он возникает. Если вы докопаетесь до причины, ее будет проще устранять. У кого-то это может быть синдром самозванца, а у кого-то это вполне может быть прокрастинация. А кто-то перфекционист и совершенно не уверен, что до конца всё сделано правильно. Кто-то боится услышать «нет» и это, пожалуй, самое распространённое. Как бороться с «нет»? Получать как можно больше «нет», пока это не перестанет тебе мешать идти. Собственно, везде решение одно – сначала докопаться до причины страхов, а потом решение одно – практика. Больше никак. Мне, чтобы когда-то преодолеть очень жёсткий момент страха, пойти и участвовать где-то, считать себя способной на это, перестать бояться осуждения жюри, что разнесут мои работы в пух и прах, перестать думать, что я вообще никак не дотягиваю до тех людей, которые, там участвуют, «все же художники, фотографы, дизайнеры, а я-то, кто?», чтобы мне все это побороть – я очень сильно ушла в практику, у меня в браузере до сих пор висят папки с названиями месяцев. Много лет на все конкурсы я писала заявки, училась составлять CV, пересобирала каждый раз серии, подавалась туда и закидывала ссылку на этот конкурс в папку с названием месяца с указанием дедлайна. Так я собрала все мировые конкурсы, премии, гранты своей сферы – художественной фотографии и фотожурналистики, вышла внушительная коллекция. И у меня было несколько лет работы в таком лично созданном режиме, лет пять точно. 29-го числа каждого месяца я садилась, открывала папку на следующий месяц и посвящала день или два рассылке заявок, практически веерным способом. Через полтора года у меня вообще уже препятствий, чтобы куда-то податься, не было совсем. Практика — это лучший и единственный способ борьбы со страхом. Что касается синдрома самозванца, то здесь нужно смотреть на то, кто нам сказал или почему мы сами себе сказали, что мы ни на что не годимся. Синдром возникает, когда мы считаем, что «другие люди точно да, а я, ну куда?». «Если он назвал себя фотографом, значит он фотограф, если я назову себя фотографом, то я - нет». Нужно работать с самоценностью и понять, что нет большой разницы между вами и другими людьми. Но она есть в опыте, знаниях, манере коммуникации и т.д. - здесь вы прокачиваете свои скиллы, чтобы проще называть себя не самозванцем, а художником. Еще синдром самозванца включается у нас очень часто, когда своих учителей, людей, кто нас учит, начинаем обесценивать, говоря «а, ну это-то понятно, если бы у меня это было, то я бы тоже так» или «всё ясно, но все-таки он перегибает палку», «а здесь вообще не по мне, поэтому и брать даже ничего не буду». Когда мы обесцениваем своих учителей, это значит, что мы будем вечно страдать синдромом самозванца. А прокрастинация – самая простая штука. Чаще всего она включается там, куда нам не надо – у нас недостаточно мотивации, чтобы туда идти. Пока вы прокрастинируете, или пока вас жизнь сковородкой по башке не ударила, или пока вы недостаточно зажглись своей мечтой стать, например, художником, которого знают хотя бы в 15 странах мира, тогда никуда и не ходите - сидите и прокрастинируйте, вы все равно с этим ничего не сделаете. Когда у вас появится счастье цели и достаточная мотивация – прокрастинация уйдет сама собой.

— Имеет ли смысл тянуть до последнего (дня дедлайна), в попытках или успеть\найти\дождаться сотворения своего одиночного "шедевра", или лихорадочного завершения серии?
Премии, конкурсы или, когда мы отдаем свои работы, например, заказчикам – мы везде можем тянуть до последнего. Может быть такое, что мы просто в бытовой жизни делаем и поступаем таким же образом, говоря «а, ну пока терпит». На самом деле люди делятся на два типа: тех, кто тянет до дедлайна и действует в дедлайн, и тех, кто делает заранее, на опережение. Всё это зависит от очень многих наших психологических конструкций и особенностей жизни, нашего опыта абсолютно во всех сферах. Какие мы в творчестве – такие мы и в жизни. Поэтому, если вы в быту тянете до последнего «пока не отвалится, пока не перестанет работать», то вы будете так же действовать в творчестве. Я считаю, что есть моменты, где себя не обязательно переделывать и не обязательно себя ломать. Те, кто тянет до дедлайна и потом прям в дедлайн летит (я тоже отношусь к числу таких людей) – немножечко себя разгружают. Я сейчас переучиваюсь. Но мне всё равно нравится эта схема, она меня активизирует, она адреналиновая – это точно для адреналинозависимых авторов. Такие же люди часто опаздывают на встречи или бегут в последний момент. От моментов, где вы подводите кого-то, надо, конечно же, избавляться. Дедлайн всегда вас будет активировать, мотивировать, он всегда будет заставлять вас за ночь переложить какую-то серию или что-то переснять. И если вы сможете справиться с ненужным перфекционизмом, то вы получите массу открытий. У меня бывало такое, что серию своего проекта под дедлайн в последние пару часов я перекладывала так, что потом на утро просыпалась и говорила: «Вот оно! Вот так теперь повешу на сайт, вот так буду подавать на конкурсы». И действительно, очень часто это открывало дорогу моим сериям – их начинали печатать, и именно в такой подаче начинали замечать. А можете вы быть человеком, который «нет-нет, я всё сделаю заранее, я разберусь» - тогда у вас будут очень крутые навыки в отборе, потому что вы будете сидеть – «я не бегу снимать шедевр, выберу лучшее из того, что есть». Соответственно, у вас будет очень грамотная работа с ресурсами - не только в вашем творчестве, но и в вашей жизни. То есть пока все будут стоять в очереди за гречкой, например, вы будете знать, что у вас всегда лежит 200 рублей в кошельке, и вы не побежите в час пик в толпе толкаться, а поезд всё, что вам надо, купите, потому что у вас все рассчитано-просчитано. И это два разных подхода и к жизни, и к творчеству. Нужно лишь понять, какой на самом деле ваш - пользуетесь ли вы им потому, что это свойственно вашей природе, или потому, что «все так делают, вот и я побежал». Лучше пользоваться тем, что свойственно вашей природе - там вы эффективнее.

— Поговорим о внутренних барьерах, с которыми сталкиваются художники? Например, боязнь признаться в том, что Вы занимаетесь искусством или представление о том, что арт-сообщество — закрытое и недоступное.
Те примеры, что озвучены в вопросе, скорее к внешним барьерам относятся, которые на самом деле существуют. Некоторые слова действительно имеют определённую окраску, и вы же по какой-то причине боитесь признаться, что вы занимаетесь искусством? Редко человек боится признаться, что он от чего-то счастлив, когда все вокруг ходят, хлопают в ладоши, говоря «я тоже счастлив, что ты счастлив, это прям здорово». Есть что-то в социуме, снаружи: может быть, какие-то стереотипы, предвзятое мнение, например, «в искусстве работают творческие люди, а творческие это всё не обязательные люди, они умеют только в облаках летать». Конечно, люди, которые несколько раз наткнулись на неприятных как людей, так и художников, профессионалов в творческой сфере, которые нарушали дедлайны, не брали на себя ответственность, говоря «я творец - принимайте меня таким, какой я есть», это к профессии не имеет никого отношения, это развлечение наедине с собой. Когда мы выходим в социум и профессию, там есть контакты, обязательства и мы уже как профессионалы учимся устойчиво стоять на двух ногах. Также в коммуникации: мы учимся и тексты о наших проектах писать, так, чтобы их понимали, простым языком, даже если наши проекты сложносочиненные визуально. Мы учимся говорить, соблюдать дедлайны, грамотно читать правила подачи материалов на конкурс и т.д. Мы учимся быть взрослыми и вращаться в среде, в системе, в которую мы входим как профессионалы. Если нам туда не надо входить как профессионалам, ради бога, творите у себя дома, будьте гением наедине с самим собой и лучшими друзьями. И, наверное, такие ситуации создают некрасивые мифы о творческих людях, под которые, к моему сожалению, попадает большая часть творческих людей, которые не хотят учиться быть творческими, и при этом взрослыми и коммуникативными. Вам надо взять на себя смелость и заявлять о том, что вы не просто занимаетесь искусством, а каким именно искусством, почему туда пришли, почему им занимаетесь, какие цели ставите – не только самовыразиться, но и еще что-то. Когда есть цель вашего творчества и вашего искусства, когда вы смогли ее проговорить грамотным языком, то вам уже не так страшно будет признаться, что вы занимаетесь искусством, так как у вас появляются аргументы. Конечно, арт-сообщество, как и другие, это что-то, куда надо войти. Я бы не говорила, что оно закрытое и недоступное. Это просто что-то, куда надо войти и это требует некоторого напряжения. Творческим людям свойственна фантазия, образность, и многие другие врожденные таланты, где они ориентируются, как рыба в воде. А когда рыбе приходиться выпрыгивать и поваляться на бережке немного – например, соблюсти дедлайн, прочитать условия участия, поговорить с людьми, с которыми страшновато пока, собраться – то творческие люди немножко проседают, потому что это не встроенная в них функция, это всё приходится прокачивать. Но именно для этого мы здесь и, если занятия искусством еще и позволяют вам прокачать себя как человека в социуме, то я считаю, что вы нашли грамотное комбо. Поэтому разрушайте свои внутренние барьеры сами – за вас это никто не сделает.

— Каковы, по Вашему мнению, признаки сильной фотографии? На что Вы моментально обращаете внимание, а что в Ваших глазах выглядит явной ошибкой?
Здесь такой интересный момент: то, на что мы хотим моментально обратить внимание нашего зрителя, может также одновременно являться и явной ошибкой. Будучи в индустрии международной фотографии и видя опыт разных стран, течений и т.д., я уже давно знаю, что все жанры смешаны, композиция нарушается сейчас очень сильно. А о композиции вообще сложно говорить, так как в классическом ее понимании, когда она пришла к нам из изобразительного искусства, она тоже отражала эпоху из которой пришла, и речь больше идет о горизонтальном формате. За последние десятилетия стало привычным то, что не было привычным никогда. Привычно не историку искусств или преподавателю, а обывателю. Это форматы квадрата, вертикали, даже круг вошёл - которым нас наградили соцсети и мессенджеры, через которые мы активно общаемся и в которых размещаем свое творчество. Поэтому должно быть понятно, что и композиция, и какие-то приемы, на которые раньше было обращено внимание, сейчас пересматриваются, идет много экспериментов и очень часто знание композиции внимание зрителя может и не привлечь. Я всегда обращаю внимание в фотографии только на то, что я чувствую, глядя на неё. Напоминает ли мне что-то эта фотография, какая часть кадра или сцена, или вообще фотография в целом меня возмутила, обидела или накричала. Фотография может накричать на человека чем-то, эпатировать. А может, наоборот она успокоила, затянула куда-то, чем-то повеяло от неё. Или мы гуляем просто по галерее современного искусства и видим пару снимков, и как профессионал на них отзываемся. Всегда цепляет то, что вызывает какие-то эмоции и ощущения. Со знаком плюс или минус практически и не важно. Явной ошибкой для меня сейчас уже не будет ничего! Чтобы говорить о явной ошибке, надо понимать, автор имел в виду четко одно, а сделал по-другому, и у него не получилось транслировать, что он хотел, тогда там будет явная ошибка. Но мы очень часто не знаем, что конкретно происходило с автором во время создания снимка. Поэтому лично для меня уже явных ошибок нет – что-то либо работает, либо нет. Даже если там была ошибка и именно она меня как-то удивила, растормошила или добротой наполнила, то это уже не ошибка. Это вызвало ответную реакцию. Но как тогда мы можем увеличить свои шансы как авторы? Мы же не несем ответственности за чужие эмоции и не можем напрямую их вызвать у человека – будет ли он смотреть, подумает об этом или нет? Всегда закладывайте свою эмоцию, базовое чувство, определённое внутреннее состояние, хотя бы вызывайте его в себе во время сьемки, так оно в любом случае попадет в вашу фотографию. Это повышает шансы, что на том конце провода зритель почувствует что-то.

— Профессия художника предполагает постоянный рост, обучение, развитие, нетворкинг и планирование – как Вы считаете, с чего нужно начать на этом пути, если мы говорим о настрое и планах на долгосрочную перспективу?
Все, из чего мы хотим получить большой выхлоп, лучше бы сразу настраивать на долгосрочную перспективу. Поле творчества и индустрия фотографии здесь не отличаются никаким новаторством. Не секрет, что творчество – это выражение внутреннего мира человека вовне – когда оно обретает какую-то форму и может быть увидено другими людьми. Когда я что-то чувствую в себе, люди этого могут не понимать и не видеть, но, когда я это формулирую в форме стихотворения, например, оно становится видимым. Или я раздумываю на какую-то тему, у меня есть своё мнение на этот счет, или я собрала мнения нескольких людей, профессионалов, но пока я просто их собрала и надо облачить их в какую-то форму. На фотографию зритель может это увидеть. Творчество всегда является отражением внутреннего мира, внутренней работы, внутреннего развития, потенциала, широты взглядов, умений автора. Поэтому нам выгодно расти, обучаться, развиваться. Соответственно, когда мы обучаемся и развиваемся, нетворкинг становится проще, потому что с нами интересней разговаривать, люди от нас не убегают, мы становимся более коммуникативными, более мягкими, менее принципиальными, с нами приятно общаться. У внутренне развивающихся людей в нетворкинге обычно нет проблем. Ведь они подходят к другим людям, даже если им страшно. Начинать надо с себя: «кто я, каковы мои главные идеалы, что мне нравится, что нет, кто мне подходит, кто нет». Когда сложно задавать себе эти вопросы в творчестве, то проще начать задавать их себе в быту. Если мы вдруг пошли разбираться с темой отношений в нашей жизни «почему я попадаю в такие отношения или почему я никак никого не найду» – мы находим пути для анализа, читаем книжки по философии на тему любви, идем к психологу и берём пару сессий, ищем YouTube каналы – мы разбираемся, отсекаем вранье и начинаем видеть истину, правдивые комментарии, мы собой занимаемся. Так мы находим для себя ответ в сфере отношений. Поверьте, вы можете специально больше ничего не делать, это обязательно повысит ваши шансы, а также по-другому повернет и прокачает ваше творчество. Поэтому не важно с какой сферы вы начнёте – главное всегда начинать с себя.

— Поделитесь полезными подкастами и Телеграм каналами и, возможно, не только по фотографии и искусству.
Телеграм каналы:
Darty_DI
Работа в сфере искусства
Ольга Чебыкина
Екатерина Сокальская
Евгения | Сообщества и бизнес | Курчатова (Роньжина)

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.