МиК: Анна Зеленина о покупке фотокамеры вместо красной ковровой дорожки, важности формы и фактур, первостепенности любопытства и поиска и о том, что фотография – это дыхание
Анна Зеленина живет в Орле и работает в налоговой службе. С юности увлекается фотографией. Анна победительница АРГУС-2022 в номинации «Звук. Ритм. Музыка. Время» в категории «Фотография» с работой «Музыка души еще звучит», а также призер с другой своей работой «Между прошлым и будущим» в номинации «Знак. Изображение. Пространство» в категории «Фотография».
— Анна, Вы работает в налоговой службе – а когда и как у Вас появился интерес к фотографии? Как бы Вы охарактеризовали фотографию, которую создаете – документальную, художественную, другую и почему? Интерес к фотографии проснулся еще в детстве, когда мы с двоюродной сестрой позировали нашему соседу - фотографу, периодически приходившему к нам в дом по приглашению моей матери. К процессу фотосъемки мы подходили очень серьезно и ответственно: из шкафов доставали все вещи, сваливали их посреди комнаты в кучу и оттуда выбирали самые несуразные, самые непонятные и несовместимые наряды и украшения, чтобы потом все это запечатлеть на фотографиях, которых никто и никогда так и не увидел. Это было в дошкольное время. Потом какой-то провал в фотографии и в памяти о фотографии. И вспомнила я о ней только после свадьбы, когда с мужем решали, что купить на подарочные деньги, которых было совсем немного, потому и выбор был достаточно скромный - между красной ковровой дорожкой, которую мне почему-то очень хотелось приобрести, и фотокамерой, которую предложил муж со словами "ну ты же хотела фотоаппарат". И мы купили первый фотоаппарат. И понеслось. Фотографии были разные, впрочем, как и у всех - кот Барсик, елка, какие-то убогие окна и двери, заборы, какие-то необычные композиции, дома, но обязательно без людей. Люди появились позже, осознанно. Я ощутила в этом потребность. И снова понеслось. И это оказалось очень увлекательно. Хочется запечатлеть если не каждого первого, то каждого второго человека. Удивительно красивые люди вокруг, невероятные эмоции, атмосфера, которые хочется запечатлеть. Поэтому мне очень близка и созвучна моему настроению документальная фотография, но снимаю я какой-то сюр, который люблю не меньше, а может и больше. Люблю совмещать разруху и красоту, люблю неожиданные ракурсы, неудобные движения, размытые детали. Но самое увлекательное в фотографии - это процесс общения, взаимодействия, чудачества со своими героями. Это просто космос. И тут уже фотография отходит на второй план.
— Вы успешно работаете и с цветной, и с чёрно-белой фотографией – как происходит выбор – в процессе съёмки или Вы отталкиваетесь от идеи при отборе и обработке кадров? Все-таки предпочтение остается за черно-белой фотографией. А с учетом технологий - за черно-белой фотографией с элементами винтажности. Цвет требует определенного подхода, подготовки к процессу. Это, наверное, больше для художественной фотографии. Для меня важнее форма. Наверное, поэтому я не навязываю моим героям свои предпочтения в одежде и цвете, а прошу одеваться по настроению, удобству, но могу предложить какие-то свои идеи в зависимости от места съемки.
— Справедливо ли сказать, что Вы в основном снимаете одиночные работы и не работаете сериями? Чем обусловлен такой выбор и есть ли планы попробовать свои силы в создании проекта? Скорее нет, чем да. Одиночный кадр – это точно не про меня. Когда рядом такие удивительные люди - остановиться невозможно. Сложнее потом выбрать какие-то фотографии из серии. И у меня не всегда это получается. Эмоции, полученные на съемке, думаю, затрудняют процесс отбора кадров. Проекты, конечно, очень манят меня, мне это интересно, есть идеи, есть герои, но пока не могу подступиться к этому. Может быть одной из причин является то, что проект подразумевает какой-то период времени, событий, а я люблю здесь и сейчас. Но, поживем-увидим.
— Некоторые Ваши работы словно сняты на пленку и кажется использование фактур и зерна - Ваши любимые приёмы. Что первостепенно при создании Вашей фотографии? Да, вы это точно подметили. Люблю фактуры, зерно, размытие. Даже если снимаю на пленку, то использую старую мыльницу и просроченную пленку, от которой не знаешь, чего ожидать на выходе. Но пока результат всегда радовал. Может быть, я не очень критична к своим работам, так как для меня фотография - это просто дыхание, фиксация моментов, создание нереальной или непонятной реальности, увлекательное путешествие. Первостепенное - это любопытство и поиск, и, конечно, коммуницирование с людьми и с окружающей обстановкой.
— «Музыка души еще звучит» – бесконечно жизненная и погружающая в думы работа, с ноткой печали. А загадочная и атмосферная «Между прошлым и будущим» о теплой семейной связи. В обеих Ваших работах, ставших призерами прошлого конкурса, отражена связь поколений – где метафорично, где прямо. Насколько для Вас как автора и человека это важно и почему находит свое отражение в Вашем искусстве? Спасибо огромное за высокую оценку моих работ. До сих пор пребываю в легком шоке. Это было мое первое участие и мои первые призовые места в таком серьезном и удивительном конкурсе. Также это первое участие в грандиозной, шикарной выставке в Зимнем театре в Сочи в рамках Зимнего международного фестиваля искусств, где сам Башмет (на минуточку!) подписывал наши дипломы. Сама организация этого мероприятия проходила на высочайшем уровне и с участием талантливейших представителей мира искусства, с которыми я познакомилась лично – Марией Гольдман, Андреем Поликановым, Яной Васильевой. Это ценная награда за весь мой фотографический опыт. Вопрос о связи поколений - это серьезный вопрос. Но на него у меня простой ответ - все происходит интуитивно. Может быть это звучит не очень красиво, но я изначально не закладываю в процесс какого-то определенного смысла, я просто хочу создать настроение. И оно определяется в процессе съемки, а чаще всего на этапе обработки снимков. Причем, в последнее время большинство моих работ сняты и обработаны на мобильном устройстве.
— Ваши фотографии словно дышат то воздухом и движением, то контрастом и детальной композицией, а подписи к ним очень поэтичны. Скажите, как выстраивается эта Ваша внутренняя поэзия, что ее питает? Прежде всего, хочу поблагодарить вашу команду за то дело, которое вы делаете, за внимание, заботу, обратную связь, за эти интересные вопросы, на которые очень приятно отвечать, порой не очень складно, но от души. А если говорить о внутренней поэзии, о подписях к фотографиям, то хочется отметить, уловить и выразить какую-то юмористическую или сатирическую нотку, которая позволит увести зрителя в другое восприятие фотографии, а в какое - каждый решает сам.