АРГУС | Новости

МиК: Напутствия от членов жюри АРГУС-2023

Подача работ на АРГУС-2023 открыта до 12 января включительно. Пока ещё есть время и Вы готовите свои заявки, мы пообщались с экспертами жюри этого года. Они поделились своими комментариями о том, чего ждут от участников, каковы их критерии отбора, дали советы и рекомендации, указав на красные флаги и ошибки, которых стоит избегать, и рассказали, на что они как эксперты будут обращать внимание в первую очередь.
Представляем Вам послания от каждого из наших членов жюри и надеемся, их важные слова помогут Вам, став неким ориентиром, стимулом или источником вдохновения при подаче заявок.


«Творческий взгляд на окружающую действительность – удивительная способность человека, а возможность поделиться своей «картинкой» – тем, как мы видим – подарила нам фотография! Можно довольно долго ходить мимо того или иного объекта, а разглядеть его впервые только после того, как увидишь в чьей-то фотографии застывшее мгновение - будь то обыденность или торжественный, яркий момент, остановленный в доле секунды. Мне очень нравится фраза «красота в глазах смотрящего» и это всегда будет субъективный и личный опыт, ведь каждый видит ее по-своему, поэтому всегда сложно придумывать критерии оценки для творческих конкурсов, чтобы не подходить к процессу формально. В тоже время критерии всегда находятся, и они в большинстве случаев обобщенные: оригинальность, новизна, эффектность, из системных – композиция, цвет, ритм, сюжет, совсем формальный – соответствие заявленной номинации. Но случаются такие работы, взглянув на которые, ты, не перебирая в голове соответствие тем или иным критериям, сразу понимаешь, что вот это однозначно лидер. Как правило, такие фотографии получаются в подлинном творческом процессе, когда самого автора отпускают пресловутые правила, надуманность и получается та самая красота, которая именно в глазах смотрящего! И это зритель, будь то посетитель выставки, эксперт или член жюри, чувствует с первого взгляда. Я желаю участникам таких прозрений, именно таких творческих удач, когда легко, непринуждённо, без мук и - бесспорная победа! Верю, что великан Аргус станет счастливым талисманом для всех участников этого конкурса: и через тысячи глаз нам предстоит увидеть в одиночных фотографиях и сериях всё многообразие мира искусств».
Жанна Алейникова

Жанна Алейникова
Искусствовед, журналист, куратор выставок и музейных проектов, с 2018 по настоящее время – директор Серпуховского историко-художественного музея. Руководитель ряда крупных межмузейных выставочных проектов с участием ведущих музеев России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей и др.). Большая проектная работа Алейниковой связана с возрождением Мемориального дома классика русской художественной фотографии Николая Андреева, популяризацией и сохранением творческого наследия фотохудожника, о котором в начале ХХ века знал весь мир.


«Я очень рад быть частью жюри АРГУС-2023 и с нетерпением жду момента, когда увижу конкурсные работы. Я уделяю особое внимание тому, что мы называем документальной фотографией, как в классическом смысле, так и в поле современного искусства. Но без колебаний присылайте то, что вы действительно хотите, независимо от ярлыков. Та группа изображений, которая, по вашему мнению, находится только в начале создания и не готова к презентации, обычно является тем, в чем я нахожу большой потенциал. Поэтому, пожалуйста, не упускайте возможность их показать».
Карлос Карвальо

Карлос Карвальо
Соучредитель и директор Международного фестиваля фотографии FestFoto в Порту-Алегри, Бразилия (с 2007 года и по настоящее время), фотограф-документалист, куратор и продюсер выставок. Приглашенный портфолио ревьюер на международных фестивалях: Fotofest, Хьюстон, США; Encuentros Abiertos, Буэнос-Айрес, Аргентина; LensCulture, FotoFest, ParisPhoto, Франция; Jornadas, Монтевидео, Уругвай; PhotoVisa, Краснодар, Россия; PhotoLucida - Critical Mass, Орегон, США; онлайн ревьюер на Kaunas Photo Festival, Литва. Обозреватель LensCulture – веб-платформы современной фотографии, базирующейся в Париже. Вице-президент сети культурных продюсеров фотографии в Бразилии - RPCFB. Соучредитель и директор Brasil Imagem Corp. Член CNIC - Национальной комиссии Министерства культуры по содействию развитию культуры (2013-2016).


«Уважаемые коллеги, если говорить о визуальном: в отличие от современных художников, работающих в различных живописных технологиях и пользующихся только своей фантазией, фотограф имеет в своём арсенале безграничные декорации, подаренные нам Создателем, и они наполнены жизнью людей. Это обстоятельство позволяет нам пользоваться этими богатствами. Не инсталляциями прошлого, но настоящего и будущего. Человек жаждет не столько взаимоотношений традиции и новаций, сколько ощущений пространства нашего и, даже более того, будущего времени. Не хочу вас запутывать. Вы знаете, что будущего не существует без прошлого, но художественный язык находится в постоянном развитии и он, как и всё окружающее нас, стремится создать более подвижную модель мира. Ориентируйтесь на своё восприятие мира, трактуйте своё видение, без конъюнктуры и прочих измов, искренне, смело, отчаянно. И не важно "как", главное – художественная и авторская состоятельность вашей позиции.
На что я обращаю внимание: на искренность, музыкальность, поэтичность, на свое восприятие, дизайн, оригинальность, первичность, эмоциональную глубину».
Сергей Кармеев

Сергей Кармеев
Фотограф, руководитель телепрограммы «Фотодуэль» (проект получил ТЭФИ в 2017 году и является одним из образовательных ресурсов для фотографов), член Союза фотохудожников, председатель Саратовской региональной общественной организации "Творческий Союз Художников Саратовской области" и арт-директор ассоциации «Аметист Интернациональ» (Россия), которая занимается продвижением визуального и других видов искусств, организацией международных творческих обменов. Автор более 30-ти персональных и нескольких десятков групповых выставок в России и за рубежом. Кинооператор, режиссер документального кино, фотокорреспондент в различных российских журналах, сотрудник научного проекта «Бюро современных исследований», фотограф, музыкант. Директор театра "Академия Театральных Художеств" (2000-2001). Обладатель гранта Президента РФ в области фотографии на тему "Человек вне города" (2010); премии им. К.С. Петрова-Водкина РАХ в сфере современного изобразительного искусства (2014-2015) и медалей ТСХР и РАХ за вклад в отечественную культуру (2015, 2019).


«Мой комментарий участникам, надеюсь, поможет реализовать участие в конкурсе и как проект, и как новый опыт для автора, и как нечто понятное внешнему наблюдателю. В контексте фотографии хочется видеть "ДНК", ключевой замысел, ради чего затевается весь процесс, это ведь своего рода дизайн-процесс, который привлекает технические средства фотографии и творческие замыслы автора, его уникальность. В конечном счете все ожидают эмоций, направленных на решение необходимой задачи, где и процесс, и его результат работают совместно».
Евгений Коржов

Евгений Коржов
Фотограф, дизайнер, кандидат технических наук, руководитель кафедры "Автоматизированного проектирования и дизайна" в Университете МИСИС, г. Москва, Россия. Закончил художественную школу им. В.А.Серова под руководством Лапина Е.В. Работал в качестве фотографа в театре Владимира Назарова, в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, сотрудничал с площадкой театрального центра "На Страстном”, а также приморской сценой Мариинского театра.
Участник фотовыставок, в том числе с серией работ, посвящённой архитектору Н.И. Шумакову в Московском музее современного искусства. На площадке Московского музея современного искусства читал авторские курсы "Дизайн и Фотография" и "Архитектура и Дизайн”. В настоящее время ведет курс фотографики в Университете МИСИС.
Более 20 лет успешного опыта работы в академическом и междисциплинарном сообществе индустрий. Автор более 30 научных статей. Научные и практические интересы лежат в областях: фотографики, дизайн-мышления, искусственного интеллекта в дизайне, универсального дизайна и ассистивных технологий.


«Работа (или серия работ) подаваемых на конкурс, это в первую очередь авторское высказывание и позиция. В современном искусстве есть понятие Statement, означающее особый формат творчества — не только поиск эстетической формы, но прежде всего визуализацию ключевой идеи, внутреннего текста, рождающегося как отклик на боль или радость окружающей действительности. «Искусство сильнее свидетельствует о жизни, чем жизнь сама о себе», эти слова Франциско Инфанте применимы ко всем жанрам искусства, и в особом отношении — к фотографии. В этом случае она становится свидетельством жизни.
Со своей стороны, могла бы рекомендовать дополнить фотографию (или серию фотографий) авторским текстом или, возможно, цитатой, которая смогла бы стать проводником в мир автора для членов жюри, ключом к пониманию изображения, тем, что способно выявить скрытые слои смыслов. Попробуйте кратко сформулировать тезис, который мог бы стать лейтмотивом одного фото или серии. Если это оказывается возможным, то снимок (или серию) можно считать состоявшимися, сложившимися. Сергей Бархин, сценограф, считал, что искусство описываемо, проговариваемо. И именно слово (сопоставление слов, метафора) позволяют кратко сформулировать, обобщить визуальное.
Также технически снимок (или серия снимков) должны соответствовать профессиональным критериям фотографии (умение работать со светом, пространством, ритмом).
Буду обращать внимание на цельность и точность авторского высказывания. На ясность композиционной и идейной задачи. Отчасти такой подход навеян позицией Александра Родченко, который в искусстве фотографии выявлял три основополагающих момента: четкость композиционного приема, ясность смысловой задачи и эксперимент — новаторский взгляд на, казалось бы, обычные вещи. Фотограф должен обладать «цепким» и проницательным взглядом, чутко реагировать на происходящее вокруг него. Камера — это его инструмент, позволяющий приоткрыть внутреннюю сущность людей и вещей, это фактически «рентгеновский аппарат», способный помочь увидеть основу бытия. Но светопись ещё и приоткрываете завесу над тем, как мыслит другой человек — для зрителя она становится не только рассказом о событии, но и автобиографией фотографа, повестью о нем самом.»
Екатерина Лаврентьева

Екатерина Лаврентьева
Кандидат искусствоведения, педагог, художник-иллюстратор, доцент кафедры «Коммуникативный дизайн» РГХПУ им. С.Г. Строганова, член МОСХ, г. Москва, Россия. Автор лекционного курса по истории графического дизайна (дисциплину РГХПУ им. С.Г. Строганова ведет с 2006 г.). Параллельно преподает следующие дисциплины в РГХПУ им. С.Г. Строганова: концептуальное проектирование в магистратуре «Дизайн-кураторство: креативные технологии и экспертиза»; «Теорию и историю цифрового искусства», «Информационные технологии в искусстве, дизайне и выставочной практике» в магистратуре «Экспертно-аналитическая и организационно-управленческая деятельность»; НИР в магистратуре «Цифровое искусство и дизайн». Общий педагогический стаж – 22 года. Читает лекции в рамках выставочных проектов по истории дизайна и истории русского авангарда в городах России (Краснодар, Норильск, Санкт-Петербург, Москва). В 2023 году выступила как сокуратор выставки в Центре Зотов в Москве «Логос/Голос конструктивизма», участник лекционной программы и пиар кампании выставки.


«Работы должны быть уникальны и не похожи на другие.
Каждая работа должна выражать мысль, представлять собой короткий рассказ.
Работы, снятые на концертах и спектаклях, должны передавать эмоции, атмосферу увиденного. Если мы говорим о конкретной теме, они должны вызывать «бурю» эмоций.
Фоторабота – это как хорошая книга, которую хочется перечитать».
Жанна Науменко

Жанна Науменко
Руководитель выставочного отдела Сочинского концертно-филармонического объединения. Председатель Гильдии Межэтнической журналистики и член Союза журналистов России. Организатор творческих выставок в Зимнем Театре города Сочи. Участник и победитель Краевого конкурса «Лидеры Кубани» 2021 год, 2022 год.


«Буду рада увидеть фотографии, которые визуальным языком рассказывают свои истории и раскрывают номинации конкурса без необходимости большого сопроводительного текста. Фотография как рассказ, написанный светотенью, вдумчивый и захватывающий одновременно.»
Татьяна Плотникова

Татьяна Плотникова
Фотограф-документалист, живёт и работает в Санкт-Петербурге. По первому образованию - экономист, по второму - специалист по графическому дизайну в рекламе. Закончила факультет фотожурналистики имени Гальперина, группа Сергея Максимишина. На последнем курсе начала своё сотрудничество с прессой. Считает удачей начало своей фотографической карьеры в Журнале «Русский Репортёр» под руководством Андрея Поликанова, в недавнем прошлом главного фоторедактора информационного портала Такие Дела. Публиковалась в ведущих международных изданиях. Ее работы представлены в нескольких галереях стран Европы. В 2013 году по версии авторитетного журнала PDN (США) была названа в списке тридцати наиболее перспективных молодых фотографов года. В разные годы победитель и призер различных национальных и международных фотоконкурсов, включая Премию Фонда Развития Фотожурналистики, ФРФ (Россия); LensCulture Visual Storytelling Awards; La Quatrieme Image; 5th Jacob Riis Documentary Award; The China International Press Photo Contest, CHIPP; National Press Photographers Association/ Best of Photojournalism, (США); the Pictures of the Year International, POYi.


«1. Вам должно быть, что сказать. Независимо от того, является ли это историей или выражением чьих-то идей на определенные темы, фотография должна быть способна передать то, что художник думает о предмете, который он / она запечатлел в своих работах.
2. Это должен быть результат исследования по определенной теме/явлению. Обычно я считаю, что хорошая серия работ должна основываться на долгосрочных социальных наблюдениях и исследованиях, благодаря которым художник может создавать различные серии работ. Это также способ приблизить зрителей к темам, которые изучает фотограф.
3. Старайтесь избегать фотографирования “я”. Молодые фотографы легко попадают в ловушку выражений “я” и “мое”, а это означает, что все их творения слишком часто являются результатом узкого и ограниченного личного опыта, а не исследования общества. Слишком большое внимание к “я” может оттолкнуть аудиторию, потому что они, возможно, видели слишком много похожих изображений.
4. Техника фотографии, композиция, свет и тень, управление цветом важны. Мне нравится, чтобы работы были зрелыми в фотографической технике исполнения, а не просто случайным “уловом”, независимо от того, красивые это изображения или искаженные.
5. Буду обращать пристальное внимание на исследование фотографического самовыражения как нового медиума. Всегда найдется фотограф, пытающийся нарушить границы фотографии и ищущий различные возможности работы с медиумом, поскольку это способ ответить на некоторые вопросы, с которыми фотографическое сообщество может сталкиваться сегодня.»
Лю Сяосяя

Лю Сяосяя
Директор международных и образовательных программ Международного фестиваля фотографии в г. Пинъяо, КНР. Куратор, преподаватель английского языка в Колледже иностранных языков Тайюаньского технологического университета. С 2002 работает в организации, ежегодно проводящей Международный фестиваль фотографии в Пинъяо (PIP) – старейший и крупнейший фестиваль фотографии в Китае. Сотрудничает со многими всемирно известными кураторами, фотографами и преподавателями из разных стран. С 2008 по 2023 год организовывала выставки на пяти континентах для международных программ фестиваля PIP. Куратор международных программ фотографических мероприятий в Китае: Ляонинского фестиваля индустриальной фотографии (провинция Ляонин, 2016, 2018), Photo Baohe (Хэфэй, провинция Аньхой, 2018, 2019). Приглашенный член жюри на фестивалях: Photoville (Нью-Йорк, 2013), Фестиваль фотографии в Окленде (2015), Photovisa (Краснодар, 2018). Со-куратор 2-й Международной биеннале International Image Biennial в Цюаньчжоу Хуагуан (2023).


«За эти годы я видела столько поразительных работ, вышедших из вашей страны. Теперь, как член жюри АРГУС-2023, я с нетерпением жду работ, в которых говорилось бы о взаимосвязи внутреннего мира фотографа со внешним. Работы, которые объединяют на более глубоком уровне, чем просто визуальный. Хотя, безусловно, визуальный язык - это первая точка соединения. Моим основным выбором были бы работы, тонко отражающие дух места и людей.
Рекомендации участникам: вы должны исследовать жизнь во всех ее глубинах, своими средствами и бросить вызов установленным правилам создания образов, привлекая внимание к художественным возможностям своих инструментов, которые вы используете для создания образов. Используйте изысканный язык присущей лишь вам эстетики. Избегайте изображений, которые каким-либо образом являются вульгарными и политически тревожащими, и которые могли бы повлиять на чувства зрителей. У нас и так достаточно причин для беспокойства. Фотографы должны находить способы задавать вопросы и в то же время успокаивать. Избегайте работ, которые являются плагиатом (в концептуальном или любом другом аспекте). Вы должны представить сугубо индивидуальную работу, рожденную сквозь годы, потраченные на совершенствование грамматики вашей собственной эстетики. Участвуйте только тогда, когда уверены, что ваши мысли отточены и дистиллированы опытом. Убедитесь, что мысль, эмоция или любая другая концепция переданы четко, избегая обыденной реальности, и, делая это, исследуйте фотографию как медиум – во времена, когда создание изображений развивается всё быстрее, а роль фотографии ставится под сомнение. Для меня важно, когда работа может инициировать диалог, выделиться среди работ коллег и предложить пути для дальнейших размышлений».
Нияти Шинде

Нияти Шинде
Независимый куратор в области фотографии и современного искусства, г. Мумбаи, Индия. Фотоисторик, автор статей об искусстве и фотографии, и признанный эксперт изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Бывший научный сотрудник Национального музея Американской истории, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия (предмет исследования – Междисциплинарный доступ к фотографическим коллекциям в подразделениях Смитсоновского института и музеях). С 1994 по 2005 директор и куратор Академии искусств и культуры Бирлы, Мумбаи, где курировала многочисленные выставки индийских и зарубежных художников, разрабатывала концепцию и проводила мастер–классы по индийским народным и традиционным ремеслам от мастеров народных промыслов. Среди прочих наград была удостоена гранта Пола Гетти в 2004 году и стипендии Гете-института в 1994 году за исследования в области фотографии.
Одна из основательниц-редакторов The Times Journal of Photography, Times of India. На протяжении многих лет была номинирована на международные премии, включая премию Leopold Godowsky Jr. Photography Award 1997 года, премию Роберта Гарднера 2005 года и Hasselblad Photographer Award за 2000, 2006 и 2017 годы. Член жюри премии Hasselblad 2023. Приглашенный эксперт портфолио-ревю по всему миру.
В 2003 году организовала Oracle, ежегодную встречу более 110 международных кураторов и руководителей музеев фотографии в Гоа, Индия. Как автор статей об искусстве и фотографии, критик и рецензент, она сотрудничала с Times of India, а позже написала несколько критических статей об искусстве и фотографии для Indian Express. Продолжает публиковать эссе и обзоры по фотографии для национальных и международных изданий.

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.
2023-12-29 02:55