Фотохудожник, филолог, преподаватель ИЗО, редактор, музейный специалист – Татьяна Литова (г. Петрозаводск) призер АРГУС-2022 в номинации «Звук. Ритм. Музыка. Время» в категории «Фотография» со своей работой «Тени Горгиппии».
— Каковы Ваши впечатления о конкурсе Аргус?
АРГУС, конечно, очаровал. Музыка, море, Зимний театр в Сочи... Атмосфера необыкновенная. Да и тема искусства сама по себе очень вдохновляет. Большим удовольствием было увидеть свой снимок среди работ, признанных маэстро фотографии. Понравилась подача экспозиции: выставочные кадры представлены в большом формате, опубликован онлайн-каталог. И в целом хочется отметить высокий уровень подготовки конкурса: оргкомитет всегда на связи — моментальные ответы на любые вопросы приходят по e-mail, удобный сайт для загрузки и описания снимков. Впечатления остались исключительно приятные. А после того, как завершилась выставка и сочинский фестиваль, утихли волнения и радостные эмоции, уже спустя какое-то время пришло письмо с дипломом, подписанным арт-директором. И тут возникла кода — я увидела изумительный живой росчерк Юрия Башмета, артистичный, интригующий, очень затейливый. Ничего подобного раньше не встречала. Желаю всем участникам испытать этот момент восторженного удивления.
— Почему Ваш выбор пал именно на эту работу и как определились с номинацией?
Снимок «Тени Горгиппии» для номинации «Звук. Ритм. Музыка. Время» я выбрала довольно легко. Были и другие вариации этого образа. Но сам сюжет, как мне показалось, хорошо раскрывает заданную тему. В нём отражена музыкальность и ритмичность — в образе волн, и символы времени, точнее — связи времён, преемственности культур. На фотографии — морской порт Анапы. В закатном свете огромный силуэт портового крана кажется руинами античного храма, а уснувшая на зимней швартовке яхта — древним парусным кораблем, да и сам пирс будто превращается в мост, который сквозь эпохи приводит в Боспорское царство, где более 2 тысяч лет назад на месте современного города процветал античный полис Горгиппия. На снимке сквозь дымку времён под мелодию моря как бы проступают призрачные контуры древнего города.
— Ваш кадр «Тени Горгиппии» снят при помощи зеркала. Расскажите, как часто Вы используете данный инструмент и есть ли другие в Вашей работе?
Зеркало и любые другие отражающие поверхности — будь то вода, зеркальная бумага или гладь металла — мои любимейшие помощники в экспериментах. Через введение отражений в фотокартины добавляется не только многоплановая символика образа зеркала, но и появляется возможность трансформировать реальность, уйти от лишних подробностей и вывести её на уровень художественного обобщения.
— Вы рисуете свой живописный мир через необычные приемы съемки и смешанную технику получения изображения — поделитесь подробностями, как Вы к этому пришли, какие приемы и техники есть в Вашем арсенале и как они уживаются под одной крышей? Через какие эксперименты определяете тот или иной прием использовать в конкретном случае?
Помогают многие волшебные предметы, и приёмы творческой фотографии — и мягкофокусная оптика (объектив-монокль), и простенькие средства «смягчающего действия» (к примеру, ткани), а также разноообразные фильтры (затемняющие и цветные), ручная обработка отпечатков, особая подготовка объектов (окрашивание и тому подобное) и особенные техники съёмки (ICM-фотография, мультиэкспозиция и др.). Всем этим арсеналом арт-фотографии я пользуюсь с большим увлечением. Под каждую задачу подходит свой способ воплощения и выбор зависит в первую очередь от идеи съёмки. Но иногда в процессе работы меняется и замысел фотосерии, и способы создания проекта. Чаще всего одно влечёт за собой другое.
— Вы в прошлом преподаватель ИЗО, а ныне музейный специалист — живопись явно оказала на Вас и Вашу фотографию существенное влияние, скажите, какие авторы и\или произведения являются Вашими вдохновителями и почему важно ходить в музеи и смотреть, изучать живопись фотографу?
Да, к фотографии я пришла через любовь к изобразительному искусству. Вдохновляет всё — от петроглифов и народного творчества до классического искусства, от академической живописи до современных экспериментов со смешением техник и медиумов. Сложно выделить что-то одно, но всегда особенный интерес вызывали пространства, созданные художниками по законам иной геометрии — будь то обратная перспектива древней иконописи или, к примеру, сферические миры Петрова-Водкина. Изучать живопись и приходить в музеи фотографу необходимо не только в поисках вдохновения, но и для того, чтобы расширять границы своего восприятия, настраивать визуальный камертон и осваивать неочевидные средства художественной выразительности, ведь и фотографию, и живопись объединяет зависимость от двумерного пространства и общий язык для создания образов — всё те же законы композиции, светотеневые и цветовые решения. Только технические инструменты разнятся. Живопись и фотография с самого рождения последней связаны неразрывно, они так и живут в едином художественном поле, то притягиваясь, то отталкиваясь друг от друга и взаимообогащаясь.
— Что Вами движет при создании фотографии, что первостепенно, проводите ли Вы исследование перед\после съемки (если да — какого рода)?
При работе над фотопроектом исследование темы — это первое и главное, что я делаю. Читаю литературу, как правило научную, изучаю факты и гипотезы. Информации — необъятное море, но в процессе погружения в материал возникают моменты личных открытий, которые становятся отправными точками в рождении образов и дарят долгожданное озарение. Не всегда вдохновение приходит быстро и легко. Но зато после преодоления этого этапа поиска и метаний (который и сам по себе необыкновенно интересен и увлекателен) работа начинает спориться. И тогда остановиться уже невозможно.
Познакомиться ближе с работами художницы:
Сайт https://photoglass2020.wfolio.pro/tatyana-litova
VK https://vk.com/tatianalitova
Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.
— Каковы Ваши впечатления о конкурсе Аргус?
АРГУС, конечно, очаровал. Музыка, море, Зимний театр в Сочи... Атмосфера необыкновенная. Да и тема искусства сама по себе очень вдохновляет. Большим удовольствием было увидеть свой снимок среди работ, признанных маэстро фотографии. Понравилась подача экспозиции: выставочные кадры представлены в большом формате, опубликован онлайн-каталог. И в целом хочется отметить высокий уровень подготовки конкурса: оргкомитет всегда на связи — моментальные ответы на любые вопросы приходят по e-mail, удобный сайт для загрузки и описания снимков. Впечатления остались исключительно приятные. А после того, как завершилась выставка и сочинский фестиваль, утихли волнения и радостные эмоции, уже спустя какое-то время пришло письмо с дипломом, подписанным арт-директором. И тут возникла кода — я увидела изумительный живой росчерк Юрия Башмета, артистичный, интригующий, очень затейливый. Ничего подобного раньше не встречала. Желаю всем участникам испытать этот момент восторженного удивления.
— Почему Ваш выбор пал именно на эту работу и как определились с номинацией?
Снимок «Тени Горгиппии» для номинации «Звук. Ритм. Музыка. Время» я выбрала довольно легко. Были и другие вариации этого образа. Но сам сюжет, как мне показалось, хорошо раскрывает заданную тему. В нём отражена музыкальность и ритмичность — в образе волн, и символы времени, точнее — связи времён, преемственности культур. На фотографии — морской порт Анапы. В закатном свете огромный силуэт портового крана кажется руинами античного храма, а уснувшая на зимней швартовке яхта — древним парусным кораблем, да и сам пирс будто превращается в мост, который сквозь эпохи приводит в Боспорское царство, где более 2 тысяч лет назад на месте современного города процветал античный полис Горгиппия. На снимке сквозь дымку времён под мелодию моря как бы проступают призрачные контуры древнего города.
— Ваш кадр «Тени Горгиппии» снят при помощи зеркала. Расскажите, как часто Вы используете данный инструмент и есть ли другие в Вашей работе?
Зеркало и любые другие отражающие поверхности — будь то вода, зеркальная бумага или гладь металла — мои любимейшие помощники в экспериментах. Через введение отражений в фотокартины добавляется не только многоплановая символика образа зеркала, но и появляется возможность трансформировать реальность, уйти от лишних подробностей и вывести её на уровень художественного обобщения.
— Вы рисуете свой живописный мир через необычные приемы съемки и смешанную технику получения изображения — поделитесь подробностями, как Вы к этому пришли, какие приемы и техники есть в Вашем арсенале и как они уживаются под одной крышей? Через какие эксперименты определяете тот или иной прием использовать в конкретном случае?
Помогают многие волшебные предметы, и приёмы творческой фотографии — и мягкофокусная оптика (объектив-монокль), и простенькие средства «смягчающего действия» (к примеру, ткани), а также разноообразные фильтры (затемняющие и цветные), ручная обработка отпечатков, особая подготовка объектов (окрашивание и тому подобное) и особенные техники съёмки (ICM-фотография, мультиэкспозиция и др.). Всем этим арсеналом арт-фотографии я пользуюсь с большим увлечением. Под каждую задачу подходит свой способ воплощения и выбор зависит в первую очередь от идеи съёмки. Но иногда в процессе работы меняется и замысел фотосерии, и способы создания проекта. Чаще всего одно влечёт за собой другое.
— Вы в прошлом преподаватель ИЗО, а ныне музейный специалист — живопись явно оказала на Вас и Вашу фотографию существенное влияние, скажите, какие авторы и\или произведения являются Вашими вдохновителями и почему важно ходить в музеи и смотреть, изучать живопись фотографу?
Да, к фотографии я пришла через любовь к изобразительному искусству. Вдохновляет всё — от петроглифов и народного творчества до классического искусства, от академической живописи до современных экспериментов со смешением техник и медиумов. Сложно выделить что-то одно, но всегда особенный интерес вызывали пространства, созданные художниками по законам иной геометрии — будь то обратная перспектива древней иконописи или, к примеру, сферические миры Петрова-Водкина. Изучать живопись и приходить в музеи фотографу необходимо не только в поисках вдохновения, но и для того, чтобы расширять границы своего восприятия, настраивать визуальный камертон и осваивать неочевидные средства художественной выразительности, ведь и фотографию, и живопись объединяет зависимость от двумерного пространства и общий язык для создания образов — всё те же законы композиции, светотеневые и цветовые решения. Только технические инструменты разнятся. Живопись и фотография с самого рождения последней связаны неразрывно, они так и живут в едином художественном поле, то притягиваясь, то отталкиваясь друг от друга и взаимообогащаясь.
— Что Вами движет при создании фотографии, что первостепенно, проводите ли Вы исследование перед\после съемки (если да — какого рода)?
При работе над фотопроектом исследование темы — это первое и главное, что я делаю. Читаю литературу, как правило научную, изучаю факты и гипотезы. Информации — необъятное море, но в процессе погружения в материал возникают моменты личных открытий, которые становятся отправными точками в рождении образов и дарят долгожданное озарение. Не всегда вдохновение приходит быстро и легко. Но зато после преодоления этого этапа поиска и метаний (который и сам по себе необыкновенно интересен и увлекателен) работа начинает спориться. И тогда остановиться уже невозможно.
Познакомиться ближе с работами художницы:
Сайт https://photoglass2020.wfolio.pro/tatyana-litova
VK https://vk.com/tatianalitova
Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.