МиК: Мария Гольдман о доверии, пути, осознанности в действиях, травме как опыте приведения к реальности, о том, что требует системы фильтрации и как автору населять изображения сверхсмыслами
Мария Гольдман – член жюри АРГУС-2022. Со-основатель фестиваля фотографии PhotoVisa, директор фестиваля с момента его создания, 2008. Родилась в 1975. Изучала лингвистику (MA), психологию (ВА). В 2001 уехала в Израиль учиться фотографии. Вернувшись в Россию, в 2004 совместно с фотографами-единомышленниками создала общественную организацию VivaPhoto, ставшую платформой фестиваля фотографии PhotoVisa. Организатор и куратор выставок и других фотособытий в России и мире. Член Ассоциации искусствоведов (АИС).
— Мария, как со-основатель PhotoVisa, Вы не просто одна из организующих сторон «Аргуса», но и были в прошлом году членом жюри конкурса и лично присутствовали на всех «Аргусах». Расскажите, с какими вызовами столкнулись при организации и какие изменения Вы наблюдаете – внутри конкурса, в аудитории, в чем-то другом? В первый год было весьма волнительно. Как отреагируют авторы на новый конкурс, кто придет, наберется ли достаточное количество сильных заявок? Случилось! Ко второму конкурсу, когда я была в жюри, количество заявок увеличилось, выбирать было реально сложно, приходится отсеивать зачастую сильные работы. Но неизбежно приходится. Спасибо Андрею Поликанову, он плюсом к существующим номинациям предложил ввести специальное упоминание жюри, что и было радостно сделано. Плюс один отмеченный автор - Денис Желтов. Но в любом случае останутся неотмеченными многие из достойных конкурсантов. Такова природа любого конкурса. В этом году заявок еще больше. Жюри сейчас проделывают огромную работу. Хотя, конечно, мы бережем экспертов, есть премодерация, и до жюри доходит не весь поток из тысяч изначально загруженных работ. А самый красноречивый комплимент, на мой взгляд, «Аргус» получил от Владимира Юрьевича Вяткина. Великий Вяткин был членом жюри первого конкурса. А теперь попросил его больше в жюри не приглашать, потому что… он сам хочет участвовать в «Аргусе». Наряду со своими студентами.
— В контексте Вашей работы как эксперта и портфолио-ревю, и члена жюри разных конкурсов – до какой степени возможно эксперту быть непредвзятым и что для Вас нерушимый ориентир/ориентиры? О да, нужно постоянно возвращать себя к объективной реальности, становиться на время «врачом общей практики». Помню, кто-то из друзей - краснодарских радийщиков рассказывал, что в студии на стене висел листок с надписью крупным шрифтом: «Нравится песня - слушай дома». Это же касается и фотографии. И в этом смысле, думаю, сложнее приходится эксперту-фотографу. Человеку, который сам снимает. Потому что есть риск вольно или невольно «навязывать» свой подход, фильтровать увиденное исключительно сквозь свою оптику. А на портфолио-ревю добавляется, безусловно, личностный фактор. Бывает так, что автор еще отпечатки из папки достает, а уже ощущается пространство диалога, контакт какой-то неуловимый. Очень ценю моменты такого общения. Вообще все события, фестивали, конкурсы для меня - про взаимодействие. Или ради него. По какой стороне стола сидишь на ревю - не важно, в любом случае это двустороннее движение. И автор может принести готовый проект, а может показать пару автопортретов, которые еще долго не отпустят. И тогда есть возможность обсуждать дальнейший процесс, если вы совпали. Вот и как, используя глагол «совпали», можно ответить на вопрос о непоколебимой непредвзятости? (Смеется).
— Зачем создавать новые конкурсы, на что первостепенно обращать внимание фотографу? И зачем ему это – рост, пополняем новой строчкой CV, тешим тщеславие или реализуем амбицию? CV пополняем, амбиции реализуем, тщеславие, возможно, и будет потешено, но не исключен и обратный сценарий - травма «непонятости», а в некоторых случаях и «непризнанной гениальности». Тоже полезный опыт, но приятным его точно не назовешь. Но это опыт приведения к реальности, когда есть шанс посмотреть на себя со стороны. В то же время всегда важно помнить, что в жюри любого из конкурсов - тоже люди (как минимум до тех пор, пока культурное человечество не привлечет к процессу отбора искусственный интеллект. Надеюсь, нет.) и, если есть четкий вектор, в котором автор убежден, возможно, стоит подаваться на другие конкурсы, искать «своего» эксперта на ревю, обсуждать процесс с близкими по духу коллегами. Но в любом случае идти своим путем и точно не обесценивать все, что было сделано, если не вошел в шорт-лист одного, двух, трех конкурсов. И про новые конкурсы (да и не новые тоже). Хорошо, когда у фотографа есть выбор, когда появляются новые события на фотографической карте. Но как понять, можно ли ему доверять? В эфире рубрика «простые рецепты». (Смеется). Когда конкурс проходит много лет, у него есть репутация, тогда вопросов нет - автор знает во что играет. А если появляется новый, то очевидный ориентир - кто организатор и, кто будет в жюри. Иногда приходит рассылка с красивым анонсом конкурса, но списка жюри попросту нет. Как будто и не важно это. Я бы не подавала заявку на такое событие. Совет один: изучайте список членов жюри. И тщательно изучайте список экспертов портфолио-ревю. Тогда будет максимальный результат. Взаимодействие ваших работ с жюри - отдельная история. В рамках конкурса PhotoVisa были случаи, когда автор даже не вошел в шорт-лист, а кто-то из членов жюри присылает мне скриншот серии и просит найти автора («жюрят» всегда анонимно), чтобы выставку сделать. Вывод: отдача от участия в конкурсе может прийти не мгновенно. Радуюсь, что в этом году у «Аргуса» международный состав жюри. И, поверьте, специалисты внимательнейшим образом смотрят работы. Надеюсь, для некоторых участников конкурс будет иметь продолжение. Ждём сюрпризов. У меня еще праздничное настроение, видимо, не выветрилось, ассоциации соответствующие - когда делаешь конкурс - это как открывать коробку, полную сюрпризов. Но разочарований в случае с «Аргусом» уже не приходится бояться. Остается дождаться оглашения результатов.
— Есть немало скандалов среди больших знаменитых конкурсов, когда побеждали работы, сделанные на воркшопе, или снятые на злобу дня, или вообще скопированные у менее знаменитого автора. Как в погоне за признанием и продвижением фотографу не стать жертвой трендов, а остаться верным себе? О да, а теперь в рубрику скандальных историй еще и генерация картинок с помощью AI добавилась. Но мы «за все натуральное». И то богатое разнообразие работ, которое мы наблюдаем на «Аргусе» (при том, что конкурс можно назвать тематическим), свидетельствует о том, что огромное число авторов ищет свой собственный путь. А это, полагаю, лучшая страховка от следования трендам. Многое увидеть, многое узнать, прочитать, но, имея весь этот багаж, донести до зрителя собственное видение - это путь автора.
— Как Вы считаете, что поможет художнику определить темы, с которыми он/она работает? Во-первых, страсть. И объект притяжения может меняться с ходом времени, быть лишь этапом эволюции автора, а может годами оставаться неизменным. Часто художники/художницы снимают то, что «болит». В последнее время создано и показано большое количество проектов, терапевтичных для их создателей. Хотя, в процессе, возможно, и ретравматизирующих. Проживание собственного опыта, либо, к примеру, опыта своих предков, с камерой в руках (или на штативе, да) несет огромный творческий ресурс. А еще - банальное: нужно снимать. Цитируя Сергея Максимишина, «дайте Богу шанс». Да, случается точное попадание в единственном сделанном кадре или единственном оконченном проекте, но ведь чаще - нет? Чаще поиск - это путь.
— Работа с сюжетом, цветом и светом, пространством, кадрированием и технической составляющей в целом – фундаментальна или в современной фотографии сейчас мы можем говорить о других категориях? Если по одному исключать названные составляющие творческого процесса, то фотография в том или ином виде (благодаря или вопреки) имеет шансы случиться. Фотография же может быть бессюжетной, может быть монохромной, а почти случайный снэпшот, снятый на смартфон, может оказаться действительно хорошим снимком. Другое дело, что один случайный кадр не сделает из его создателя художника. Для появления художника нужна осознанность в действиях. Простой пример, таких проектов снято-переснято, но все же: человек говорит себе: «Я буду снимать из окна движущейся машины, мне не нужна резкость, и проводка не нужна, мне нужен определенный «случайный» эффект (и далее выбирает его исходя из собственного представления). То есть выкидываем техническую составляющую, но все равно получаем желаемый результат. На телефоны снимается все больше картинок. И там есть ФОТОГРАФИЯ. Она вообще живучая… Главное - что осознанно выберет автор из 10, 20 снимков или десятков гигабайт отснятого материала. Не всякий, кто берется снимать условный «пролетающий за окном пейзаж», способен осмыслить создаваемые изображения. А именно осмысленные и отобранные изображения (по форме и содержанию) - результат деятельности фотографа, художника, автора.
— У Вас значительный опыт организации и курировании фотографических событий в России и мире, колоссальная работа за плечами – включая и с зарубежными коллегами, партнёрами. Это бесценный опыт и в этой связи хотелось бы поговорить о профессиональной этике. Это, безусловно, непростое поле взаимодействия, но есть определенные, казалось бы, прописные истины, которыми, тем не менее, пренебрегают. Каковы фундаментальные основы успешного взаимодействия будь то с партнёрами, площадкой или художниками – некие универсальные постулаты? Идеальная ситуация - сотрудничество «по любви». Да, все мы знаем, что в работе так складывается не всегда, но, если эту волну поймаешь, это очень вдохновляет всех причастных. Когда партнерам интересны не просто интеграции, а сами события, когда они не на 10 минут на открытие мероприятий приходят, а всю программу внимательно проживают. В регионе у нас были такие партнеры. И, надеюсь, будут. «Аргус» делается очень небезразличными людьми, для которых слово «искусство» - не пустой звук. Зимний фестиваль искусств - масштабное самодостаточное событие, но в нем нашлось место фотографии - в этом году помимо выставки и образовательных событий пройдёт оффлайн портфолио-ревю, это же классный подарок российским фотографам. И все это тоже - по любви. Если говорить об этике - общечеловеческие постулаты безотказно работают. Должно быть доверие, для него должны быть основания у всех сторон. А если говорить о фестивалях - основной фундамент - самое главное, без чего невозможно дальнейшее строительство - это команда. Когда приезжаешь на какое-то событие, встречаешь его создателей, ощущается, присутствует ли это единство, когда с полуслова - полувзгляда люди понимают друг друга. И это удивительно работает и, скажем, на стадии обсуждения, в момент рождения концепции выставки, и на любом этапе - в процессе монтажа, например, когда без слов понятно, что лестницу нужно подержать. Я в этом смысле очень везучий человек. От самого первого фестивального состава до нынешнего мне везет оказываться рядом с супер-профессионалами и, как принято формулировать, «просто хорошими людьми». Но ведь и правда, хорошие!!
— Прослеживается Ваша большая любовь к литературе, кинематографу, определенная шкала ценностей и критериев действия как в искусстве, так и в жизни. Расскажите о них подробнее? И как защищать нутро и научиться фильтровать информацию, при таком обилии визуального мусора? О да. И визуальная, и звуковая, и эмоциональная среды требует системы фильтрации. В одной из лекций Татьяна Черниговская озвучила тезис о том, что вся информация, которая вольно или невольно попадает в наш мозг, остается там навсегда. Поэтому я за соблюдение гигиены: не смотреть плохих фильмов, не общаться с дурными людьми (в смысле, с поступающими дурно), по возможности не вступать и не слушать неприятных бесед. Но иногда не избежать замусоривания, когда от полученной информации (в том числе и визуальной) хочется, как будто отмыться. Для восстановления баланса есть места силы. Домашняя библиотека, лес, любимый парк, если повезет, хороший концерт, иногда берег моря, в моем случае еще салон самолета… Каждого заряжает что-то. В Сочи вот и море, и концерты, и хорошая фотография. С коллегами в феврале подзарядимся. Для этого же фестивали и проходят. И музыкальные, и театральные, и фотографические. Вот без литературы как можно вообразить себе фотографию? Пресловутой насмотренности не достаточно, если нет начитанности. Насмотренность отвечает за форму. Начитанность - за содержание. И именно литература (не она одна, но без неё никак) позволяет автору населять создаваемые изображения смыслами и сверхсмыслами. И собственную проживаемую жизнь тоже.
— Поделитесь рекомендациями, что читать и куда смотреть. По сторонам смотреть, соблюдая упомянутую выше гигиену. Как красиво сформулировала Наталия Владимировна Толстая: «прекрасное видеть стоит не только в специально отведенных местах». (Смеется). Из свежих сокровищ в моей библиотеке – «Лексикон русской фотографии» Ирины Юрьевны Чмыревой. Это (вопреки столь сдержанному названию) не каталогизация авторов по алфавиту. Вернее, каталог в книге тоже есть (Ирина называет его «вторым томом»). Но главное на 1000 страниц книги – глубокие (часто до мурашек) тексты Ирины о фотографах, написанные в разные годы, но неизменно проникновенно. Под обложкой собрано столько любимых имен! Говорю же – сокровище.
Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.