АРГУС | Новости

МиК: Мария Завьялова об устройстве души, искажении реальности в редакторе, о том, как зритель может не чувствовать одиночества, какую фотографию никогда до конца не примет фотографическое сообщество

Наша победительница АРГУС-2022 в номинации «Звук. Ритм. Музыка. Время» в категории «Фотосерия» с работой «Свободное пространство» Мария Соколова – активная художница и преподаватель фотографии из Калуги – не так давно вышла замуж и сменила фамилию. Во-первых, мы поздравляем Марию, которая теперь Мария Завьялова, а во-вторых, рады представить результат нашего с ней разговора.

— Мария, в своей фотографии Вы изучаете внутренний мир человека и взаимоотношения между людьми – как так вышло, что Вы пришли к такому непростому полю для исследования?
За время своего обучения фотографии я пробовала работать с разными жанрами и темами, но после школы я пошла учиться на факультет психологии и тема «устройства» человеческой души стала заполнять сферу моих интересов. Далее поле исследования развивалось самостоятельно.

— Как часто Ваши личные страхи и уязвимости становятся «героями» проектов? Для этого нужна невероятная смелость и решительность и это же и тонкая грань – как при самокопаниях не закопаться?
Я всегда переживаю об этой тонкой грани самокопания. Мне бы очень не хотелось зацикливаться на себе и своих страданиях. Я стараюсь перенести свои собственные чувства во внешний мир и затронуть социальные проблемы на своем примере.

— В обществе чуть более открыто говорят о важности ментального здоровья и проработки своих травм, эта осознанность – медленный процесс. Не кажется ли Вам, что еще очень многое надо преодолеть и многому научиться, и может ли фотография и искусство в целом в этом помочь (самому фотографу и его зрителю)?
Нам действительно предстоит еще многое преодолеть для разрыва шаблонов, связанных с ментальным здоровьем. Мы до сих пор не принимаем депрессию за диагноз, а слово «шизофрения» ассоциируется с полной потерей рассудка. Фотография и искусство могут помочь людям, переживающим боль, так как вовлечение в процесс помогает отвлечься и выплеснуть чувства, которые нельзя описать словами. Для зрителя искусство других авторов важно, потому что, смотря произведения он понимает, что не один в своей беде. Зритель узнает себя в произведениях и не чувствует одиночества.

— В Вашей серии «Свободное пространство» присутствует постобработка и в значительной степени. В своей работе Вы ловко используете редакторы для реализации художественных задумок. Расскажите, из чего состоит этот Ваш рабочий процесс и почему глубинная постобработка для Вас важна, что она дает лично Вам? Сталкивались ли Вы с осуждением из-за этого, если да, то как справляетесь с ним?
Я воссоздаю на фотографиях то, что находится у меня в голове. К сожалению, для визуализации мне не хватает внешних обстоятельств, поэтому я усиливаю эмоции искажением реальности в редакторе. Такая фотография не будет до конца принята в фотографическом сообществе, часто мои работы называют «дизайном», хотя очевидно, что так говорят люди, не знающие значения этого слова. Я никак не реагирую на подобные высказывания, так как для меня важно мнение профессионалов, которое я получаю на фотофестивалях, и в их словах нет бездумного осуждения. Но первый, кто оценивает мои работы - мой муж. Благодаря ему я уверенно чувствую себя в своей деятельности и свободна в творчестве.

— Вы очень продуктивная единица фотографического сообщества – не только успеваете создавать свое – работаете проектами, но и давно преподаёте, ездите с лекциями на разные фестивали по всей России. Справедливо ли сказать, что фотография поистине стала Вашей жизнью? Как всё успеваете, что Вам помогает двигаться вперед и каковы Ваши планы на будущее – как художника и как человека, активно вовлеченного в развитие и продвижение фотографии как искусства? Ждать ли нам от Вас собственный фестиваль или биеннале?
Фотография действительно стала моей жизнью, так как заполняет собой все пространство. Когда я преподаю фотографию ребятам (12-16 лет), то ощущаю творческую отдачу, мы как будто обмениваемся энергиями. Такое общение очень вдохновляет и окрыляет меня и, думаю, это взаимно. Большой движущей силой являются фотофестивали и общение с профессионалами, после поездок всегда хочется работать больше и больше. Конечно, мне бы хотелось организовать молодежный фотофестиваль для подростков и преподавателей фотографии, потому что живого общения должно быть больше, а детские фотошколы должны быть ближе друг к другу. Надеюсь, однажды это осуществится.

Познакомиться ближе с работами художницы:
Сайт https://maria-zavyalova.com/
VK https://vk.com/zav_zav_zav

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.